Отчет работы школьной библиотеки за–2018 год

30.01.2019

МБОУ "СОШ с.Лаха-Варанды"

 

       Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания обучающихся и других категорий читателей;

-оказание помощи в деятельности учителей и обучающихся в образовательных проектах;

-формирование у читателей традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам;

-оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, обучающимся в получении информации;

-сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя;

-проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке;

-развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;

-осуществления государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их права на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.

 

Школьная библиотека прививала обучающимся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам.

Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших обучающихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.

Фонд художественной литературы находится в открытом доступе для читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей младшего (1-4 классы), среднего (5-9 классы) и старшего школьного возраста (10-11 классы), педагогической и методической литературой для педагогических работников;

Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.

Литература для учащихся начальных классов расставлена по тематическим рубрикам: «Стихи и сказки», «Интересное о разном», «Внеклассное чтение», «Прочти-это интересно».

Ценная литература, энциклопедии, словари, справочники, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на стеллажах для пользования в читальном зале. Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников.

В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников.

В конце учебного года по графику прошла сдача учебников по классам.

В конце года был проведен анализ читательской активности обучающихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы:

В 2018 учебном году средние показатели читательской активности увеличились. Если в прошлом году читателей было 60 %, то в этом году выросло до 68 %. Процентное увеличение активных читателей возросло на первой ступени обучения с 67 % до 85 %.

Всего 2018 учебный год зарегистрировано 120 читателей. Увеличение читательской активности произошло за счет новых периодических изданий для ребят, интересных библиотечных уроков по разной тематике. Возросла книговыдача художественной программной литературы. Для анализа посещаемости использованы средние показатели посещаемости различными группами пользователей, активно посещали библиотеку обучающиеся 1-4, 6,8,10 классов.

Учителя же интересовались методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями. Из периодических изданий особой популярностью пользовались журналы и газеты: «Хьехархо», «Зов земли», «Исламан нур».

В старших классах учителя-предметники объясняют, как правильно подготовить и оформить реферат, доклад, сообщение. Учащиеся самостоятельно подбирают себе литературу для подготовки к урокам, различным докладам, выступлениям, сообщениям. Помимо библиотечных уроков и консультаций используются и другие формы работы.

Большую информационную работу библиотека проводит в помощь учебно-воспитательному процессу: подбирает необходимые материалы к педсоветам, оформляет выставки, систематически посещает педсоветы, делает информационные обзоры литературы, оказывает помощь классным руководителям в подготовке тематических и ситуационных классных часов.

Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни-это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки.

Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным

датам: «Когда стою у вечного огня», посвященная очередной дате великой Победы, «У памяти нет срока давности» ко Дню Согласия и Примирения и др.

Большую помощь оказывала библиотека классным руководителям в подборе материалов для проведения уроков Мужества, которые проводились

в школе еженедельно в течение всего учебного года.

Сохранение традиций чтения в семье –залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) были использованы разные формы работы по пропаганде книги.

Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, викторины, презентации, библиотечные уроки.

 

         За 2018 год проведены следующие мероприятия                   

1 квартал

Библиотечная игра «Что вы знаете о книге». День восстановления ЧИАССР Читательская конференция в 3-4 классах «Что за прелесть эти сказки» Конкурс на лучшую снежную Бабу Конкурс на лучшее чтение стихов. Беседа «Экология души» Мероприятия ко Дню защитника Отечества Мероприятия к Международному женскому дню. Деловая игра «Лучшие профессии» Конкурс «Сохранность учебников» Мероприятия ко Дню конституции ЧР

2 квартал

Первоапрельские юморины. Библиотечная игра «Что вы знаете о книге» Мероприятия ко Дню чеченского языка. Выставка «Времена года». Мероприятия «Май ты наш любимый» Мероприятия ко Дню Победы Мероприятия ко Дню памяти и скорби народов Чеченской республики Мероприятия ко Дню защиты детей.

3 квартал

Мероприятия ко Дню рождения Первого Президента ЧР Беседа «Живи долго книга» Выставка «Здравствуй, год учебный школьный» Акция «Подари книгу библиотеке»  

4 квартал

Подготовка и проведение праздника «День учителя» Веселые старты, приуроченные ко дню рождения Главы ЧР Р.А. Кадырова. Праздники «День молодежи», «День города» Беседа «Бери книгу, книга – твой друг» Библиотечный урок в 1 классе «Знакомство с библиотекой» Проведение Осеннего бала Выставка «Моя любимая книга» Акция «Живи долго книга» Мероприятия ко Дню матери Конкурс загадок Конкурс рисунков «Нам праздник веселый зима принесла» Читательская конференция ко Дню Конституции РФ Беседа «курение – основная угроза здоровью» Новогодний бал-маскарад.      

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Библиотека развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. Библиотека пропагандировала чтение, а также ресурсы и службы школьных библиотек как внутри школы, так и за её пределами.